На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    Если по-современному то это мажоркиКак жили и любили...
  • Татьяна Курочкина
    Не надо напраслину возводить в беспрекословную истину ‼️‼️‼️Товарный дефицит ...
  • Татьяна Курочкина
    Да,в СССР имел место дефицит.....,но как говорили юмористы в холодильниках и в шкафах у всех было...Значит не такой э...Товарный дефицит ...

Тайна картины Айвазовского «Девятый вал»

Изображение бушующих волн, или «девятый вал» - эта картина Айвазовского известна еще из школьных учебников. Только вот обо всех нюансах данного произведения искусства мало кто знает, например, что сам художник испытал на себе такой же шторм, а еще то, что на самом деле никакого девятого вала тут нет.

Почему художник так назвал свою картину?

Согласно биографическим данным Айвазовского известно, что он немало времени прожил в Феодосии, небольшом приморском городке, что находится на полуострове Крым. Там Иван Константинович водил знакомство с моряками, от которых узнал легенду о том, что волны во время шторма имеют различную высоту.

И та волна, которая идет девятой по счету - самая опасная, она имеет такую разрушительную силу, что способна разбить все корабли на мелкие кусочки. Если после девятой волны удавалось выжить – то появлялась реальная возможность спастись. Именно эта легенда моряков нашла отражение в полотне Айвазовского.

Откуда появилась идея создания такой картины?

После окончания Императорской Академии художеств Айвазовского, как молодого, подающего надежды живописца, в 1840 году отправили за границу. К слову, так в то время поступали со всеми талантливыми выходцами и не только из этой Академии – так сказать, студенты отправлялись на «распределение».

Именно в этом путешествии, продлившемся почти 4 года, судьба подарила Айвазовскому сюжет для будущей картины. Корабль, где находился Айвазовский, спокойно плыл у испанских берегов, и вдруг разыгрался страшный шторм.

Буря была такая сильная, что казалось молодому живописцу из России ждет неминуемая гибель. Но ему удалось спастись и остаться в живых. Самое интересное, что пока все другие пассажиры корабля в ужасе сидели в каютах и молили Бога о спасении, Айвазовский осмелился выйти на палубу, чтобы запечатлеть момент шторма в своем сознании. Именно так зарождался образ нового произведения в мыслях художника.

Фотографическая память

Известно, что Иван Константинович ни одного своего произведения не написал с натуры. Когда он видел что-то привлекательное, то запоминал это, наспех делал какие-то наброски, а затем уже создавал произведения искусства в мастерской, просто воссоздавая образы увиденного в своей памяти. Он имел фотографическую память.

Поэтому многие картины получались быстро! Например, «Девятый вал» - картина размером 2 на 3 метра, но Айвазовский нарисовал полотно всего 11 дней! Иван Константинович считается весьма плодовитым мастером: его перу принадлежит около шести тысяч картин!

«Невозможно уловить кистью движение стихии. Рисовать с натуры движение волн, раскаты молнии или порывы ветра – невозможно. Сюжет для своих картин я всегда беру из памяти, равно как и поэт пишет свои стихотворения».

Так говорил Айвазовский, делясь секретами своего мастерства.

Портрет художника И. К. Айвазовского

Что изображено на картине?

Взглянув на полотно, мы видим последствия кораблекрушения из-за разыгравшегося сильного шторма. По морю плывут обломки корабля, на которых держатся уцелевшие матросы. Видно, что один из них уже настолько выбился из сил, что готов подчиниться стихии и идти ко дну. Но другой, более опытный моряк, старается удержать обессиленного человека на остатке от мачты.

Немного поодаль виднеется еще один матрос, который машет красной тканью, надеясь, что какой-нибудь корабль будет проплывать мимо и заметит их. А может, он машет тому, кто уже мертв? Двое людей, сидящих рядом с этим человеком, смотрят на него, но уже не с надежной спастись, а с отчаянием. Совсем недалеко в волнах плавает утонувший человек. Неужели и правда, их судьбы печальны, спастись уже никак получится? Или все же надежда на спасение есть?

Художник в своей картине дает погибающим (и тем, кто смотрит на картину) надежду на спасение. Этой надеждой являются мягкие лучи солнца, которые пробиваются сквозь чёрные тучи. Таким образом, солнечные лучи на картине, где все основные краски переданы в мрачных тонах – отражение теплоты, света и веры в лучшее. Если даже морякам и не посчастливиться остаться в живых – то после смерти их ожидает иной мир, светлый и спокойный.

В кружочке – утопленник, и махать платком - бесполезно

А где же девятый вал?

Итак, что же художник скрыл в этом произведении искусства? Здесь не показано основное – самая большая волна с разрушительной силой, тот самый девятый вал! Ведь все волны, которые изобразил на полотне Айвазовский, не смотрятся слишком уж устрашающе. Где же этот девятый вал?

На него указывает рукой моряк, находящийся в стороне от всех. Он один из всех заметил эту реальную опасность. Своим указательным жестом он пытается предупредить товарищей по несчастью, но те отвлеклись на другие дела.

Этот человек будто бы говорит зрителю: "Все, что изображено на картине, не имеет значения. Самое главное и опасное для жизни находится за ее пределами".

Если хорошенько посмотреть на картину, можно заметить какую-то надпись на изображении обломка мачты. Это художник Айвазовский оставил свой автограф!

Невольно возникает вопрос, так кто же теперь сильнее: люди или природная стихия? А еще, как Вы считаете, удалось ли спастись морякам?

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх