На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы соседи по планете

4 270 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    С какой похабной  целью два одинаковых фото,два абзаца?Когда учителя дей...
  • Виктор Луговой
    По ссылке на первоисточник, под кнопкой.12 фотографий «до...
  • Михаил Е
    Ф. Рабле в XVI веке гусят рекомендовал, котят - не рекомендовал 😊Чем люди пользова...

Мозг и нейронауки на фестивале НАУКА 0+

В эти выходные в Москве и некоторых регионах страны пройдет крупнейший научно-популярный Всероссийский фестиваль НАУКА 0+, который, впрочем, не ограничивается только нынешними выходными. Мероприятия по всей стране будут идти с сентября по декабрь 2023 года. Но именно 6-8 октября жители и гости столицы смогут послушать более сотни лекций ученых и популяризаторов науки на нескольких городских площадках.

Мы собрали для вас список нейролекций, которые бы рекомендовали посетить, если вы планируете провести эти дни в Москве. Ну а для тех, кто далеко, будут трансляции.

alt

7 октября

Локация: Фундаментальная библиотека МГУ, Ломоносовский проспект, 27 Актовый зал

Сознание у искусственного интеллекта? – Константин Анохин

До недавнего времени сознание у систем искусственного интеллекта (ИИ) было лишь темой научнофантастических романов и фильмов. Но сегодня большие языковые модели, такие как LaMDA и ChatGPT, многим начинают казаться сознательными. И если это ещё не так, специалисты обсуждают возможность, что в течение следующего десятилетия вполне могут появляться системы ИИ, обладающие сознанием. Должны ли мы отнестись к этой идее серьёзно? Как можно исследовать сознательность компьютерного алгоритма? Действительно ли сознательны нынешние большие языковые модели? Могут ли будущие системы ИИ быть сознательными? И каким будет такое сознание? Какие моральные обязательства возникнут тогда у нас? И должны ли мы стремиться создавать системы ИИ, обладающие сознанием или это очень плохая идея? В лекции мы обсудим эти вопросы.

Когда: 12:15 — 13:15

Трансляция

Психология интеллекта – Дмитрий Ушаков

Интеллект – это результат взаимодействия многих когнитивных процессов. Какие когнитивные процессы обеспечивают работу интеллекта? Как изменить интеллект? Какие виды интеллекта существуют, и почему они связаны между собой? В какие исторические эпохи интеллект человека рос и когда уменьшался? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в лекции.

Когда: 13:30 — 14:30

Трансляция

Локация: Шуваловский корпус МГУ, Ломоносовский просп., 27, корп. 4

Говорим ли мы с нейросетями на одном языке? – Павел Гращенков

Главный вопрос, который будет затронут на лекции, – вопрос о том, что получается «на выходе» обучения языку нейросетевых моделей и людей. Одинаковы ли у нейросетей и у людей представления о границах грамматики? Какие принципы управляют разворачиванием высказывания у нейросетей и людей? В чем сходства и отличия между нашими языками и сможем ли мы найти общий язык?

Где/когда: аудитория В5, 10.00-10.45

Трансляция

Генеративный искусственный интеллект – Яна Чаруйская

Лекция про генеративный искусственный интеллект в 5 направлениях: 1. Генерация текстов с помощью нейросети ruGPT-3.5, а также кейсы применения GigaChat. 2. Генеративная музыка SymFormer и возможности генеративного пения нейросетей. 3. Создание изображений по тексту и возможности работы с нейросетью Kandinsky 2.2. 4. Мировые тренды нейросетей, создающих видео на основе текста и музыки. 5. Генеративный искусственный интеллект в расширенной реальности: кастомизация 3D-объектов по тексту, быстрое 3D-сканирование реального мира и генерация 3D нейросетями.

Где/когда: аудитория В5, 14.00-14.50

Трансляция

8 октября

Локация: Шуваловский корпус МГУ, Ломоносовский просп., 27, корп. 4

Наука учиться – Ольга Сварник

Технологии XXI века позволяют заглянуть внутрь функционирующего мозга и даже манипулировать процессами активности нейронов, изменяя внутренний субъективный мир. Благодаря этим технологиям, нейронаука сегодня уже знает многие детали процессов приобретения новых знаний и опыта. Можно ли сегодня использовать понимание этих закономерностей, чтобы учиться быстрее и помнить дольше? Как сделать процесс собственного обучения в любом возрасте более эффективным?

Где/когда: аудитория В2, 11.40 – 12.40

Трансляция

От молекул и генов до ложных воспоминаний: как устроена наша память – Ольга Ивашкина

Из лекции вы узнаете, как мы запоминаем и сохраняем в памяти огромное количество фактов, событий, деталей. Что происходит с мозгом и его отдельными клетками – нейронами – в момент, когда мы учимся чему-то новому, и каким образом это может сохраняться на многие годы. Может ли память обманывать нас, и можем ли мы создавать ложные воспоминания. Почему ученые сейчас думают об устройстве памяти именно так, и как в течение времени складывалась эта точка зрения, какие эксперименты по изучению памяти проводят в лабораториях МГУ.

Где/когда: аудитория В2, 12.45 – 13.45

Трансляция

Заглянуть в мозг: оптические методы в науке о мозге – Владимир Сотсков

На лекции вы узнаете о самых современных технологиях визуализации мозга живых организмов, о различных способах, позволяющих следить за работой отдельных нейронов, а также о том, как можно управлять активностью нейронов при помощи света, и как это помогает в понимании принципов работы мозга.

Где/когда: аудитория В2, 13.50 – 14.50

Трансляция

Искры свободы и нейронаука – Антон Кузнецов

Свобода воли является важным компонентом наших представлений о себе. Это то, что отличает нас от камней, столов и стульев. Человеческая деятельность не только направляется физическими законами, но и мотивами, желаниями, волениями, решениями, за которыми стоит агент или Я, отклоняющий или принимающий то или иное действие по собственному произволу. Но что, если это не так? Современные исследования в нейронауке показывают, что еще до принятия решений, появления желаний в мозге происходит физиологическая активность, определяющая, какое решение будет принято, какое желание появится. Неужели мы марионетки нашего мозга? И что же тогда со свободой воли, чем человек в таком случае отличается от камня? Получается, царство свободы ничтожно мало? Этим вопросам будет посвящена лекция.

Где/когда: аудитория В2, 14.55 – 15.55

Трансляция

Отличаются ли птицы умом и сообразительностью? – Екатерина Диффинэ

Хорошо всем известное словосочетание “куриные мозги” несет в себе явно негативный оттенок, намекая на слабые когнитивные способности этих животных. Но действительно ли сравнение с птицами так обидно для человека? Насколько птицы умны, какие задачи способны решать? За последние двадцать лет ответы на эти вопросы сильно изменились. Ученым удалось продемонстрировать удивительно разумное поведение птиц, которое проявляется как в решении логических задач, так и в изготовлении орудий, что раньше считалось прерогативой людей. Почему уделяется такое большое внимание этой проблеме, и каким образом изучение когнитивных способностей пернатых помогает развивать исследования мозга? Об этом пойдет речь на лекции.

Где/когда: аудитория В2, 16.05 – 17.05

Трансляция

Функциональная магнитно-резонансная томография: как увидеть работу мозга – Дмитрий Царегородцев

Современная магнитнорезонансная томография (МРТ) головного мозга – это не только детальная визуализация всех его структур, но и возможность изучить происходящие в нем процессы в динамике. Появление функциональной МРТ произвело настоящую революцию в нейронауках. Благодаря ей ученые смогли исследовать, какие области головного мозга и каким образом меняют свою активность, когда мы говорим, слушаем, двигаемся, думаем о чем-то или просто спим. Функциональная МРТ помогает и клиническим специалистам – неврологам и нейрохирургам, психологам, реабилитологам. Однако, чтобы получить впечатляющие результаты, нужно преодолеть целый ряд проблем, некоторые из которых настолько серьезны, что ставят под сомнение достоверность получаемых данных. Обо всем этом и расскажут на лекции.

Где/когда: аудитория Д4, 11.05-11.50

Трансляция

Нейрофизиология вдохновения – Полина Шлапакова

На лекции вы узнаете о том, как с точки зрения современной нейронауки формируются инсайты и новые идеи, как мозг придумывает что-то совершенно новое. Эта тема будет интересна всем, кто интересуется передовыми представлениями о том, как реализуются высшие психические функции.

Где/когда: аудитория Д4, 13.50-14.35

Трансляция

Кроме того, советуем обратить внимание и на программу в парке «Зарядье», Там трансляция не предусмотрена и требуется бесплатная регистрация. Полная программа мероприятий представлена на сайте фестиваля

События собирала Анна Хоружая

Adblock test (Why?)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх