На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы соседи по планете

4 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    закрытие ПТУ - глупейшее решение , как и закрытие колхозов , мол скопируем как на западе и сразу будет так же , скопи...Какие специалисты...
  • Астон Мартин
    глупейшее решение 🥸«Сухой закон» Гор...
  • Ингерман Ланская
    хабзаец, выучи и запомни:  Русофоб =  савейский . а камунизм, фашизм, нацизм - это синонимы...... если мозгов пэтэушн...Какие специалисты...

Составлен каталог корреляций между чертами личности и умственными способностями

Личностные черты и умственные способности — два важнейших комплекса признаков, характеризующих человеческую индивидуальность. Известно, что личностные и когнитивные признаки не являются полностью независимыми: между ними существуют корреляции, которые давно изучаются, но до сих пор слабо систематизированы и не сведены в единый каталог.

Чтобы восполнить этот пробел, американские психологи провели метаанализ тысяч исследований, охвативших более двух миллионов человек из полусотни стран. В итоге удалось собрать данные по 3543 попарным соотношениям между 79 чертами личности и 97 умственными способностями. В 5% случаев (193 из 3543 соотношений) обнаружились сильные (r > 0,3), еще в 13% (449) средние по силе (0,2 > r > 0,3) корреляции. Больше всего положительных связей с умственными способностями обнаружилось у личностных черт, входящих в состав комплексной характеристики «открытость новому опыту». Отрицательных корреляций больше всего у черт, связанных с комплексным признаком «невротизм». Исследование показало, что взаимосвязи между чертами личности и аспектами интеллекта сложнее и многообразнее, чем принято считать. Учет этих взаимосвязей необходим для более глубокого понимания структуры человеческой психики.

Человеческая индивидуальность — не самый простой объект для естественнонаучных исследований. Все люди не просто разные по характеру, уму и поведению. Они различаются по огромному множеству конкретных показателей, которые можно оценить количественно. Психологи десятилетиями работали над систематизацией этих показателей, пытаясь прийти к классификации, наилучшим образом соответствующей реальной структуре многообразия человеческих индивидуальностей. Разумеется, речь давно уже не идет об умозрительных схемах в духе «теории четырех темпераментов». Речь об огромных массивах данных — результатов множества тестов, пройденных множеством людей. Эти данные подвергаются сложному статистическому анализу, который позволяет выявить (математически, а не по произволу исследователя) оптимальные наборы признаков — «измерений» человеческой психики. Выбранные в итоге признаки должны позволять описывать имеющееся разнообразие достаточно полно и адекватно, но при этом компактно и без дублирования. Недостижимый математический идеал состоит в том, чтобы все используемые признаки-измерения вообще никак не зависели друг от друга — были «ортогональными», как три измерения Евклидова пространства.

Две важнейшие группы таких признаков-измерений, иногда называемые «фундаментальными доменами человеческой психики» — это личностные черты (personality traits) и умственные способности (cognitive abilities). Для каждого из двух доменов разработаны детальные иерархические классификации.

Часто исследователи принимают по умолчанию (обычно в неявном виде), что два домена являются независимыми (ортогональными). То есть, например, объем рабочей памяти (умственная способность) не должен никак зависеть от подозрительности (личностная черта). На самом деле между признаками из разных доменов существуют корреляции. Для адекватного понимания структуры человеческой психики их нужно как минимум знать и учитывать, а в будущем хорошо бы выяснить их причины (которые могут иметь очень разную природу). За более чем 100 лет исследований накопилось много разрозненных, слабо систематизированных данных по таким корреляциям. Это и опубликованные исследования, в которых часто ставилась другая задача, но попутно обнаружилась корреляция между какой-то когнитивной способностью и личностной чертой, и массивы сырых данных, собиравшихся для самых разных целей, из которых можно извлечь информацию о наличии или отсутствии искомых корреляций.

Психологи из Университета Миннесоты (Миннеаполис, США) Кевин Стейнек (Kevin C. Stanek) и его научная руководительница Дениз Онес (Deniz S. Ones) предприняли впечатляющую попытку собрать и систематизировать все эти данные. Работа заняла более 13 лет. Помимо обычного поиска опубликованных данных в интернете (поиск велся на четырех языках: английском, немецком, испанском и китайском), исследователи выискивали подходящие данные (или хотя бы намеки на их существование) в диссертациях и тезисах конференций, вступали в контакт с сотнями организаций и отдельных ученых в десятках стран, чтобы добыть неопубликованные массивы сырых данных. Список людей и организаций, внесших вклад в сбор информации, занимает 10 страниц в дополнительных материалах к обсуждаемой статье, а список использованных публикаций — 43 страницы. Все данные проходили строгий отбор, в ходе которого отсеивалось всё сомнительное, слабо обоснованное или методически несопоставимое с остальными данными (критерии отбора перечислены в тех же дополнительных материалах).

В итоговую базу вошли данные по 1976 независимым выборкам из полусотни стран общей численностью более двух миллионов человек. В статье обсуждаются только корреляции, подтвержденные как минимум в 10 независимых выборках общей численностью не менее 1000 человек. Авторы очень старались, чтобы их результаты имели «общечеловеческое» значение. Но этот идеал оказался недостижимым, потому что подходящих данных по обществам WEIRD (см. The WEIRDest People in the World) — западным, образованным, индустриальным, богатым, демократическим — ожидаемо нашлось на порядки больше, чем по всем остальным. Так что исследование всё равно получилось «западоцентрическим». Нужно помнить, что в других обществах ассоциации между аспектами интеллекта и личности могут отличаться.

Результаты метаанализа подробно изложены (в виде множества таблиц на более чем 300 страницах) в дополнительных материалах к статье. Кроме того, к статье прилагается вебсайт с интерактивным инструментом, позволяющим окинуть беглым взглядом главные результаты (рис. 1). На сайте также приведены классификации и краткие определения рассматриваемых в работе черт личности и когнитивных способностей.

После тщательного изучения литературы и консультаций с десятками коллег авторы остановили свой выбор на 79 личностных чертах и 97 умственных способностях. Отобранные признаки относятся к разным иерархическим уровням, поэтому одни из них отчасти включают в себя другие (признак высокого уровня характеризует ковариацию нескольких признаков низшего уровня). Например, личностная черта высокого уровня Agreeableness (доброжелательность, готовность идти навстречу другим людям) включает в себя в качестве «аспектов» и «граней» черты более низкого уровня под условными названиями «склонность к кооперации», «неагрессивность», «скромность» и т. д. (рис. 2). Все эти аспекты и грани коррелируют друг с другом, поэтому значительную часть их вариабельности можно объяснить единой обобщенной величиной — «доброжелательностью». Точно так же и разные умственные способности положительно коррелируют друг с другом, что позволяет говорить об «общем интеллекте» (факторе g), который занимает высшую позицию в иерархии умственных способностей.

Собранные данные позволили проверить наличие корреляций в 3543 парах «черта личности / умственная способность». Это меньше, чем 79×97, потому что не для каждой пары набралось достаточно данных для метаанализа. Сильные корреляции (со средним коэффициентом r > 0,3) обнаружились в 193 из 3543 пар, то есть в 5% случаев. Еще в 449 парах (13%) нашлись значимые корреляции средней силы (0,2 > r > 0,3). Наконец, в 1041 паре (29%) обнаружились слабые, но всё-таки не пренебрежимо ничтожные корреляции (0,1 > r > 0,2).

Главной задачей исследования было составление подробного каталога корреляций, который станет основой для дальнейших, более углубленных исследований архитектуры человеческой психики. На данном этапе основные выводы сводятся к следующему.

Из пяти комплексных личностных характеристик (факторов) «Большой пятерки» (см. Big Five) больше всего отрицательных корреляций с умственными способностями оказалось у невротизма (Neuroticism) и различных его аспектов и граней, связанных с неприятными переживаниями (тревожность, подозрительность, депрессивность, эмоциональная неустойчивость и т. д.). Например, подозрительность отрицательно коррелирует с общим интеллектом, способностью решать не требующие предварительного обучения и знаний логические задачи, кратко- и долговременной памятью, скоростью восприятия и некоторыми вербальными способностями.

Положительно коррелируют со многими умственными способностями личностные черты, тесно связанные с низким невротизмом, такие как общая самооценка, стрессоустойчивость и вера в то, что происходящие с человеком события во многом зависят от него самого, а не от внешних сил или случая.

Авторы не ставили перед собой задачу выяснить природу и направленность причинно-следственных связей, лежащих в основе найденных корреляций. Их изучение — задача будущих исследований, причем задача крайне трудная. У корреляций могут быть самые разные причины. Скажем, у подозрительности и плохой памяти может быть общий генетический базис, но его может и не быть. Это надо специально исследовать. Мы пока не знаем, способствует ли слабая память повышенной подозрительности, или наоборот — подозрительный характер каким-то образом мешает развитию хорошей памяти, или же оба признака схожим образом зависят от какого-то третьего фактора — генетического или культурно-средового.

Правда, в данном случае известно, что отрицательные эмоции негативно сказываются на когнитивных функциях, поэтому гипотеза о том, что невротизм ухудшает умственные способности, выглядит правдоподобной. Есть также косвенные намеки на существование у невротизма и низкого интеллекта общего генетического базиса. Внимательный читатель может обнаружить эти намеки, присмотревшись к рис. 4 в новости Различия в доходах у современных британцев отчасти зависят от генов («Элементы», 15.01.2020) и к рис. 2 в новости Уровень полученного образования отчасти зависит от генов («Элементы», 16.05.2016). Впрочем, в большинстве других случаев направленность и природа причинно-следственных связей, отвечающих за найденные корреляции, остаются неизвестными.

Аспекты другого фактора «Большой пятерки», доброжелательности (Agreeableness), в целом слабо коррелируют с умственными способностями. Любопытно, однако, что «сочувствие» (compassion), отражающее в том числе готовность к альтруистическим поступкам, положительно коррелирует со многими умственными способностями, а «вежливость» (politeness), понимаемая как стремление к повышению эффективности взаимодействий с другими людьми путем соблюдения принятых социальных норм, наоборот, со многими способностями коррелирует отрицательно.

Многие аспекты и грани добросовестности (Conscientiousness), особенно трудолюбие (industriousness), положительно коррелируют и с отдельными когнитивными способностями, и с общим интеллектом (фактором g). То же самое справедливо для личностных характеристик, отражающих индивидуализм и веру в собственные силы.

Четвертый фактор «Большой пятерки», экстраверсия (см. Extraversion and introversion), сам по себе слабо коррелирует с когнитивными способностями. Этого, однако, нельзя сказать о некоторых отдельных гранях этой комплексной характеристики. Например, активность (энергичность) положительно коррелирует с фактором g и многими отдельными способностями, в том числе с мерами скорости обработки информации и практически со всеми «приобретенными» (invested, то есть выученными, основанными на знаниях) умственными способностями.

Такой важный аспект экстраверсии, как общительность (sociability), отрицательно коррелирует со способностью к количественным рассуждениям и положительно — с вербальными способностями (корреляции слабые). Были также выявлены положительные корреляции между некоторыми умственными способностями и комплексными характеристиками «оптимизм» и «амбициозность» (в последнем случае речь идет в основном о «приобретенных» умственных способностях).

Последний, пятый фактор «Большой пятерки» — открытость опыту (Openness to experience) во всех своих разнообразных проявлениях, как правило, положительно коррелирует с умственными способностями. В общих чертах эта закономерность была известна давно, но в обсуждаемой работе её удалось детализировать. Те грани открытости, которые связаны с интеллектуальной активностью, любовью к размышлениям, поиском новых идей и знаний (аспект «Intellect» на рис. 2; сюда входят любопытство и генерация идей) коррелируют с умственными способностями намного сильнее, чем связанные с фантазией, эстетическим чувством и поиском новых переживаний (аспект «Experiencing» на рис. 2).

Результаты метаанализа показывают, что, измеряя какую-то умственную способность, мы попутно оцениваем и целый ряд личностных черт (и наоборот). Например, у людей с хорошими математическими способностями, как правило, будут в среднем более высокие баллы по склонности сыпать идеями и более низкие — по вежливости. Собранные данные помогут разобраться в связях между аспектами интеллекта и характера с одной стороны и карьерными успехами — с другой. Например, изучая влияние математических способностей на профессиональные успехи, можно (и нужно) будет делать поправки на изобретательность и вежливость.

В целом исследование показало, что связи между личностными чертами и умственными способностями сложны, многообразны и в ряде случаев довольно сильны. Два «фундаментальных домена» человеческой психики вовсе не являются независимыми. Они тесно переплетены и взаимосвязаны, и эти взаимосвязи нужно будет учитывать в дальнейших исследованиях.

Источник: Kevin C. Stanek and Deniz S. Ones. Meta-analytic relations between personality and cognitive ability // PNAS. 2023. DOI: 10.1073/pnas.2212794120.

Александр Марков

Adblock test (Why?)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх