Ученые выяснили, что мутация в белке SHLP2 снижает риск развития болезни Паркинсона в два раза. Это происходит потому, что SHLP2 участвует в борьбе с этим заболеванием, а мутация в гене, кодирующем белок, позволяет нарабатывать его в больших количествах. Кроме того, мутантная форма оказывается очень стабильной. Эти данные можно использовать при разработке новых методов лечения болезни Паркинсона. Исследование опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.
Еще в 2016 году ученые из Университета Южной Калифорнии открыли белок SHLP2, который вырабатывают митохондрии — «энергетические станции» клетки. Несколько позже авторы обнаружили, что количество этого белка повышается у пациентов на ранних этапах болезни Паркинсона, и заключили, что он помогает организму противодействовать развитию заболевания.
В новой работе исследователи проанализировали последовательности разных форм белка SHLP2, встречающиеся у тысяч разных людей, чтобы определить, есть ли среди них те, что в наибольшей степени защищают от прогрессирования болезни Паркинсона. Анализ показал, что, действительно, существует вариант, который встречается у 1% населения Европы и снижает риск развития заболевания в два раза.
В «защитной» форме белка присутствует замена одной аминокислоты (из-за замены всего одной буквы в генетическом коде), которая приводит к изменению укладки молекулы. Такая замена позволяет нарабатывать больше белка SHLP2 и делает его более стабильным. Это и приводит к тому, что мутантный SHLP2 эффективнее борется с развитием болезни Альцгеймера.
«Наши данные подчеркивают биологические эффекты конкретного варианта гена и потенциальные молекулярные механизмы, с помощью которых эта мутация может снизить риск болезни Паркинсона. Эти результаты могут помочь разработать новые методы лечения и понять роль других мутаций, обнаруженных в митохондриальных белках», — рассказывает Су-Джонг Ким, первый автор статьи и сотрудник Университета Южной Калифорнии.
Текст: Виталина Власова
Kim, SJ., Miller, B., Hartel, N.G. et al. A naturally occurring variant of SHLP2 is a protective factor in Parkinson’s disease. Mol Psychiatry (2024). https://doi.org/10.1038/s41380-023-02344-0
Свежие комментарии